English (United Kingdom)Russian (CIS)
Добро пожаловать на сайт Международной Гильдии Лидеров Перемен и её Управляющего Центра. МЫ НЕ КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА. Мы - союз SbA-практиков управления изменениями, центр компетенций, аккумулятор знаний. Будущее за Лидерами Перемен. Если вы - практик, давайте сотрудничать. Если вы генеральный директор - начните проект улучшений с его обсуждения с нами.

СНАЧАЛА МЫШЛЕНИЕ

Сначала мышление

Блог для практиков управления изменениями


Анатолий Вассерман: Как

отличить правду от лжи

Как отличить правду от лжи

Черниговская бизнесменам

Татьяна Черниговская: интервью для менеджеров

ТРИЗ Альтшуллера

ТРИЗ Альтшуллера

Опрос

Чего вам не хватает на этом сайте?
 

Дэвид Бпукс на TED: Жить ради резюме или панегирика
Дневник - Наш TED
11.01.2021 12:09

Дэвид БруксВ сообщении 2019 года "Ложь, которую наша культура говорит нам о том, что важно и как лучше жить" экс-журналист Дэвид Брукс говорит: "Я прилетел сюда, чтобы сказать, что у нас не только экономический, политический, экологический или социальный кризис, но и кризис отношений  мы в долине. Мы отделены друг от друга, из Вашингтона исходит каскад лжи". Рассказывая о том, как он выходил из собственного кризиса, Брукс вспоминает: "Я осознал, что пустота в моей квартире просто отражает пустоту во мне, и что я попался на часть лжи, которую нам проповедует наша культура".


Первая — что успешная карьера приносит счастье. Я достиг профессионального успеха и обнаружил, что это помогает не чувствовать стыда, который я бы испытывал в случае провала. Но успех не сделал меня счастливее.


Вторая — меня сделает счастливым очередное достижение. Если я сброшу 7 килограммов или больше займусь йогой, то я стану счастливее. В этом ложь самодостаточности. Кто угодно на пороге смерти скажет вам, что нас делают счастливыми глубокие привязанности в жизни — а это прямая противоположность самодостаточности.


Третья — ложь личных заслуг. Суть её в том, что ты то, чего ты достиг. И что можно достичь уважения, если окружить себя престижными брендами. Меритократия основана на чувстве условной любви, которую можно «заработать». Антропология меритократии в том, что тебе следует заботиться не о душе, а об оттачивании своих навыков. И вред меритократии в вере, что люди, достигшие чуть больше, чем другие, достойны чуть большего, чем другие. Что ж, расплатой за грех является грех. И я грешил пренебрежением — ни с кем не общался, не помогал друзьям в нужде, уклонялся, избегал конфликтов.


... Древние греки говорили: «К мудрости приходишь через страдания». И, пройдя через свою полосу неудач, я сделал для себя определённые открытия. Первое, что свобода  это фигня. Хорошо иметь экономическую, политическую свободу, социальная свобода  это вред. Человека без корней несёт по течению. Человека без корней забывают, потому что он ничему себя не посвящает. Свобода  не океан, в котором хочется поплавать, а река, которую надо перейти, чтобы посвятить себя чему-то и закрепиться на другой стороне.


Второе открытие я сделал о том, когда в вашей жизни наступает одна из таких чёрных полос, можно либо сломаться, либо раскрыться. И все мы знаем таких сломленных людей. Пройдя сквозь боль или утрату, они съёжились,  озлобились, затаили обиду, которую срывают на всех. Как говорится: «Боль, с которой не справились, передаётся другим». А есть люди, которые раскрываются. Великая боль страдания в том, что оно приостанавливает жизнь. Оно напоминает тебе, что ты не тот, кем себя воображал. Как говорил теолог Пол Тиллих, испытание пробивает то, что кажется полом  подземелья вашей души,  пробивает его насквозь, открывая пространство под ним, и пробивает дальше, открывая пространство под ним.  Вы обнаруживаете свою душу, о которых не подозревали,  и только духовность и привязанность к заполнению те пустоты. Оказавшись глубоко внизу, вы освобождаетесь от своего эго  и добираетесь до сердца, жаждущего сердца. И тогда понимаете, что на самом деле желаете одного: любить кого-то так, как описал Луи де Берньер в своей книге «Мандолина капитана Корелли». Там старик рассказывает своей дочери  об отношениях со своей покойной женой  и говорит: «Любовь это то, что остаётся после того, как догорит и потухнет влюблённость. Это требует и искусства, и удачи. У нас с твоей матерью это было. Мы пустили навстречу друг другу глубокие корни, и когда последние цветы опали с ветвей,  мы появились, что из двух деревьев срослись в одно». Вот чего жаждет сердце".


Полную версию выступления 2019 вы найдёте на сайте TED, а здесь мы бы хотели привести выступление марта 2014 (Источник).  Для поколения работников на удалёнке ещё острее встаёт вопрос о противоречиях между "Я как специалист" и "Я  как человек".


Жить ради резюме или панегирика



В последнее время я размышляю о различии между добродетелями из резюме и добродетелями из хвалебной речи. В первом случае речь идёт о тех личных качествах, которые вы выставляете на рынок труда. Добродетели панегирика, то есть упомянутые в хвалебной речи, более глубокие. Они показывают, кто вы в глубине души, как вы поддерживаете отношения с кем-либо, являетесь ли вы мужественным, любящим, ответственным и последовательным. Многие из нас, включая меня, скажут, что добродетели из панегирика важнее. Но о них ли я думаю  бóльшую часть времени? Ответ  нет".


Что ж, в размышлениях на эту тему мне помог Йосиф Соловейчик. Это раввин, написавший в 1965 году книгу «Одинокий человек веры». Соловейчик сказал, что у каждого человека есть две стороны,  которые он называл «Адам I» и «Адам II».


Адам I  мирская, честолюбивая  внешняя сторона нашего характера. Она хочет строить, творить, основывать компании,  создавать инновации.  Адам II  скромная сторона нашего характера. Адам II хочет не только творить добро, но и быть добрым, жить свою жизнь в уважении к Богу, творению и нашим возможностям. Адам I хочет завоевать мир. Адам II хочет найти своё призвание и подчиниться миру. Адам I ценит успех  Адам II ценит внутренняя стойкость и силу. Адам I спрашивает, как устроены вещи  Адам II спрашивает, почему мы существуем на земле.  Девиз Адама I  «успех».  Девиз Адама II  «любовь, искупление и возвращение».


Соловейчик считал, что эти две стороны нашего характера враждуют. Мы живём с постоянным внутренним конфликтом между внешним успехом и внутренним достоинством. И, по-моему, сложность заключается в том, что у этих двух сторон разная логика. Внешняя логика  экономическая логика:  вход  выход, риск  награда. Внутренняя сторона нашего характера  это моральная логика и часто обратная логика. Дать чтобы получить. Сдаться чему-то извне, чтобы получить силу внутри. Покорить желание, чтобы получить желаемое. Чтобы выразить себя, нужно забыть себя. Чтобы найти себя, нужно потерять себя.


Мы живём в обществе, которое предпочитает Адама I и часто пренебрегает Адамом II. Проблема в том, что это превращает вас в прагматичное животное, рассматривающее жизнь как игру, и вы становитесь холодным, расчётливым созданием, скатывающимся к чему-то среднему что позволяет использовать разницу между вами желаемым и вами действительным. Вы не стараетесь заслужить желаемый панегирик, вы надеетесь, что вам его прочтут просто так. У вас нет убеждений. У вас нет эмоциональной звучности.  Вы не берётесь за проблемы длиной более чем в жизнь.


Обратимся к популярной современной прозе, там мы найдём утверждения того, что для построения прочного Адама II необходимо закалять характер. Веками люди возвращались в свои воспоминания, в ценные моменты жизни, в детство. Часто наш ум тянется к моменту в прошлом, к моменту стыда,  свершённого греха, эгоизма, упущения, малодушия, гнева, жалости к себе, страха, подчинённость другим им в угоду и т.д.. Адам I рождается с опорой на свои сильные стороны. Адам II рождается в борьбе со своими слабостями. Вы уходите в себя, находите грех, который вы совершали многократно, ваш персональный грех, из которого тянутся другие, и вы сражаетесь с ним, боретесь, и из этой борьбы, из страдания,  рождается сильный характер.  Наш  внутренний грех...  в нашей культуре не уча  как ему противостоять. Мы живём в культуре со складом ума Адама I, неспособные даже выразить Адама II.


Вот как Рейнхольд Нибур резюмировал эту борьбу, жизнь, прожитую полноценными Адамом I и II:  «Ничего стоящего не достичь за одну жизнь, поэтому мы должны спасти надежда. Никакая правда, красота или добро не понимается полностью в текущем историческом контексте, поэтому нас должна спасти вера. Ничего, сколь бы добродетельного, нельзя сделать в одиночку, поэтому нас должна спасти любовь. Добродетель не так добродетельна с точки зрения друга или врага, как с нашей собственной точки зрения, поэтому нас может спасти последняя форма любви — прощение».