За что поставили памятник Гайдару
Статьи - Управление изменениями
Автор: Нателла Болтянская   
21.11.2013 11:49

Нателла Болтянская («Эхо Москвы») специально для Znak.com написала заметку, в которой мы еще и еще раз обращаемся к роли Лидера Перемен. Неблагодарная эта роль. И пишут об этом, к сожалению, очень мало. RCL - лёгкая добыча для вечно страждущих вопросом "Кто виноват"... В виду важности темы приводим заметку полностью. "Несколько дней назад в Москве открыли памятник Егору Гайдару. На следующий день актриса Татьяна Догилева в своем блоге на «Эхе Москвы» спросила: за что памятник Гайдару?.. Он, мол, ее обворовал".


Несколько дней назад в Москве открыли памятник Егору Гайдару. На следующий день актриса Татьяна Догилева в своем блоге на «Эхе Москвы» спросила: за что памятник Гайдару?.. Он, мол, ее обворовал.


Ну, понятное дело, к воровавшей, грабившей и убивавшей десятилетиями советской власти предъявлять претензии кишка должна быть покрепче… Но хочу обратить внимание на абсолютную истину, любезно изложенную Догилевой: «Я очень активно снималась в кино и зарабатывала по тем временам неплохие деньги. И была очень законопослушной. Нельзя связываться с валютой, законом запрещено, — я и не связывалась. Квартиры тогда не продавались, дачи — тоже, и я, как и многие другие, хранила сбережения в Сберкассе. Не только я. Моя мамочка тоже складывала туда понемногу на «черный день», на время, когда наступит старость и болезни, и для больного сына, который жил на пенсию по инвалидности».


То есть некоторое понятие о том, что так называемые деньги - просто фикция, у автора имеется. Платежные средства, которыми нечего оплачивать. Конечно, было бы значительно лучше, если бы по чьему-то волшебному «крибле-крабле-бумс» на те же самые деньги стало вдруг можно купить все. Увы, так не бывает. Ничего не берется ниоткуда. Многие наши соотечественники почему-то уверены в том, что им должны были на тарелочке принести все и сразу. Такое как раз случается. Но не бесплатно. А что мы имели в 92-м году? Пустые полки магазинов, не помните? А я помню. И Догилева должна бы помнить… И знакомого веселого мясника, который всегда отоваривал меня с черного хода, но однажды печально развел руками: нет и не будет. И талоны на сигареты, сахар, водку, которые давали разрешение НА СВОИ ДЕНЬГИ купить указанные товары. Возможно, мясник Татьяны Догилевой никогда не разводил руками, известная актриса же… Но потребительский мир россиянина тогда был в… как бы это выразить помягче. Проблемой было ВСЁ – от туалетной бумаги до масла.


Но я вернусь к обиженной, обокраденной Гайдаром Догилевой. Реформы Гайдара начались в 1992. Гайдар умер в 2009. Семнадцать лет назад можно было предъявить претензии – живому. Егор Гайдар уже не может оправдать свою честь перед «Блондинкой за углом».  Моя сегодняшняя и давняя претензия к тогдашним реформаторам одна: Вы имели все средства массовой информации, все телеканалы и не сочли нужным объяснить нам, недоразвитым иждивенцам советской власти, что популярными реформы бывают очень редко. Уколы и прививки - штука всегда болезненная. А мы были совки, привыкшие к бедненькой манне небесной от советской власти. Да, похоже, таковыми и остались. Впрочем, не исключено: не объясняли потому, что их не спрашивали. Но, спасибо «Эху Москвы», можно найти ответ Гайдара Догилевой. Ответ, данный еще при жизни. Ответ, который не заинтересовал актрису тогда. Или она предпочитает не получать ответы на свои вопросы, а попросту безнаказанно плевать в тех, кто умер?


Итак, открываю очень любимую программу, которую я вела несколько лет назад на «Эхе Москвы» с Евгением Ясиным. Как раз с Гайдаром мы и обсуждали непопулярные реформы. Цитата: «Просто официальные документы советского правительства, в том числе документы правительства еще до ГКЧП, описывающие то, что происходило…»


«Зерно. Снабжение зерном крупных городов в последние годы Советского Союза зависело напрямую от двух вещей, - рассказывал Гайдар. - Во-первых, от масштабного импорта. Мы были крупнейшим импортером, но только у нас кончилась валюта, потому что упали цены. И от принудительных по существу заготовок зерна в сельском хозяйстве по нерыночным ценам. К 91-му ни то, ни другое не работало. Валюты не было, механизмов изъятия зерна толком не было. Вот что по этому поводу пишут люди, которые в то время отвечали за снабжение населения хлебом и продовольствием во всем Советском Союзе, в России. По состоянию на 1 января остаток продовольственного, фуражного зерна составит 6,3 миллиона тонн при месячной потребности снабжения 4,3 миллиона тонн. Короче говоря, у нас с вами зерна было до середины февраля. Официальный документ. В это же время, из официального документа: «С учетом того, что в настоящее время во многих областях близка к завершению уборка урожая, а продажа хлеба государству практически не ведется, предлагаем начиная с 5 сентября рассмотреть складывавшийся баланс хлебных ресурсов по каждой ССР, краю и области и с учетом фактических закупок сокращать фонды на отпуск хлебопродуктов из госресурсов…».


«Поставки зерна по состоянию на 1 января с учетом поступлений по импорту составят 4,3 миллиона тонн, что уже в январе не позволит обеспечить снабжение хлебопродуктами. В РФ в начале 92-го года складывается катастрофическая ситуация… Это все до того, как начинает работать наше правительство. До всяких шоковой терапии, до реформ…» - говорил Егор Тимурович.


«Еще документы о том, как это все дальше проявлялось в регионах России. Письмо Росселя, главы администрации Свердловской области. В области остатки муки резко снижены. Они составляют 6 000 тонн, что соответствует трехдневному запасу, обстановка грозит срывом снабжения населения хлебом.


До ГКЧП. Балийский район Читинской области. Облисполкомом выделено муки по 620 грамм на человека. Это ниже нормы военного времени. Ситуация с обеспечением хлебом критическая. До ГКЧП. Магачинский район устойчиво выполняет план пропуска поездов, объемов золотодобычи. Но снабжение продуктами неудовлетворительное. В случае введения карточек на хлеб с нормой 350 граммов возможна остановка предприятий железнодорожного транспорта, Транссибирской магистрали. Нормированное распределение – 300 грамм в день на человека. Читинский областной глава администрации - в правительство: больше не можем. На Нарчиском заводе Читинской области остатки муки на конец года дают возможность обеспечить хлебом каждого жителя района 150 граммами хлеба в сутки. Это норма блокадного Ленинграда. В Пермской области. Резко увеличился расход печного хлеба. В магазинах огромные очереди. Сложилась взрывоопасная ситуация. Нерчинскозаводский район Читинской области. Выделенные фонды муки переработаны. До конца года муки нет. Население без хлеба. Надвигается голод. Сложилось критическое положение с производством комбикормов промышленного производства. 3 сентября все государственные комбикормовые заводы будут остановлены из-за отсутствия зерна.


Челябинская область. Создается крайне напряженная обстановка в обеспечении хлебом. Из-за отсутствия муки норма отпуска хлеба ниже, чем в войну, в 2 раза. Все это… Начат сброс поголовья. Однако мощности мясокомбинатов не позволяют произвести убой в кратчайший срок. При такой обстановке животные обречены на гибель. Обстановка с обеспечением области продовольствием, фуражным зерном остается крайне напряженной. Создалась реальная угроза гибели 15 миллионов голов птицы и 180 000 голов свиней на крупных комплексах. В настоящее время область имеет запас муки всего на три дня. У продовольственных магазинов создаются многочисленные очереди, в которых граждане в резкой форме критикуют местное и центральное руководство…».


«Дело в том, - говорил Гайдар, - что у нас соединился вместе крах социалистической системы экономической и крах Союза. Т.е. у нас реально не было в руках инструментов власти, позволяющих навязать свою волю Украине, или Прибалтике, или Грузии. Просто не было боеспособной армии, ни одного полка боеспособного. Что бывает всегда в условиях краха режима, так и бывает. В результате нам для того, чтобы а) разморозить цены, запустить рынок, ну, хоть как-то избежать голода, нам нужно было то, к чему пришел Ленин в 21-м году. Нужен был НЭП. Т.е. реальный механизм не изъятия из деревни ресурсов, а обмена, задействования рыночных механизмов. Но рыночные механизмы не могут работать, если у вас нет хоть какой-то валюты, которая пользуется каким-то доверием населения. А когда у вас получается ситуация, при которой, которая сложилась с 90-го года, когда 15 центральных банков республик соревнуются в том, кто быстрее напечатает безналичные рубли, вы не можете обеспечить товарооборот устойчивой валютой. Это нерешаемая задача. Просто вообще нерешаемая.


И думать, что как-нибудь, может быть, кто-нибудь другой разберется. Но это не решало ни одной проблемы. То, что мы делали, противоречило всему, что говорит экономическая теория, потому что мы разморозили цены, потому что не могли их не разморозить, если мы хотим избежать просто голодного Питера и голодной Москвы, голодного Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, то мы должны были их разморозить...»


Там много страшной информации. Когда-нибудь она будет опубликована… Я надеюсь. Хотя полно людей, которые и на сталинские расстрельные списки говорят: «этого не может быть потому, что не может быть никогда».


Покойный Егор Тимурович показывал эти документы. На мой вопрос, почему бы их не опубликовать, сказал, что работает над новой книгой.


Итак, не начни Гайдар проводить эти реформы, через месяц начались бы голодные бунты. Интересно, сильно бы помогли в этом случае Догилевой необесцененные деньги? На самом деле Татьяна выразила вполне распространенное, но, увы, не вполне обоснованное мнение. Базирующееся на привычке ждать милости от вышестоящих и полном нежелании думать и делать самим. Почему, когда эти деньги были пустыми бумажками, вы терпели? Ждали милости? Почему так быстро забыли обстоятельства, в которых у вас было много денег? Почему, имея пухлые сберкнижки, не могли купить то, что хотели?


Так вот, мой ответ на вопрос «за что памятник Гайдару», очень прост: за то, что не случилось голодных бунтов. Я надеюсь однажды увидеть первоисточники документов. Но я отлично помню пустые полки, лучше всяких документов доказывающие правоту Гайдара. И прекрасно понимаю, что по щучьему веленью просто так они наполниться не могли. Где был раньше народный гнев - вот это совсем другой вопрос.


Источник: https://www.znak.com/urfo/articles/18-11-13-24/101509.html