Александр Зиновьев. Не парадоксальный человек Print
Проекты - RCL и лидеры перемен
Written by Елена Маркушина   
Wednesday, 23 January 2013 11:02

В современных источниках (в том числе в документальном видео) о работах и судьбе выдающегося мыслителя, русского философа и логика, учителя Г.П.Щедровицкого, нашего современника Александра Александровича Зиновьева присутствует одно, с моей точки зрения, опасное суждение. Незамеченной любым системщиком оно остаться не может. А промолчать нельзя по двум причинам. Во-первых, из уважения к памяти выдающегося человека. Во-вторых, из интереса к важному штриху в портрете директора по развитию. Здесь, на блоге для управленцев изменениями, самое место и время сказать о столь необходимом в нашей работе свойстве профессионального характера, каким Зиновьев, безусловно, обладал.


Едва ли не в каждом материале о Зиновьеве, из тех что мы нашли для рекомендованного чтения резидентами Гильдии в 2012 году, рядом с именем Александра Александровича звучало слово "парадокс" (док. фильм "Парадоксы Зиновьева" мы разместили рядом с другими материалами на нашем сайте. См. Человек-астероид и Александр Зиновьев. Остаться в живых)... Философу, логику и гражданину - Зиновьеву - часто ставится в упрёк то, что он, "так сказать, был человеком непоследовательным": когда большинство защищало Советскую Власть - он был её активным противником, а когда маятник Истории качнулся в другую сторону, и все ринулись хулить советскую систему, он стал выступать за неё. Противоречия и парадоксы усматривают не только в "гражданской позиции" Зиновьева, и более всего в подобных выводах меня огорчает то, как много среди их авторов ближайших соратников Зиновьева - философов...


И я решила взяться за перо, чтобы утверждать: во-первых, Зиновьев никогда парадоксальным не был (по крайней мере, не более того, насколько вообще может быть противоречив человек); и во-вторых - порождение гуманитарной средой такого суждения о нём совершенно предсказуемо. Да простят меня те, кто знал Александра Александровича лично и кому окажется не близка категоричность моих выводов; она - есть плата за попытку составить "симметричный ответ" уже почти намертво прилипшему ярлыковому мнению о Герое.


Что общего между гироскопом, мозжечком и шестом-балансиром канатоходца?..


Все эти технические и биологические "механизмы" можно назвать "системами балансировки состояния в пространстве во время движения".


"Сейчас гироскопом называют устройство, позволяющее сохранять курсовую устойчивость тела в пространстве при его движении. В современной промышленности гироскопы применяют в приборах навигации для поддержания заданного курса, при конструировании настоящих вертолётов, самолётов, космических ракет и подводных лодок" (источник SaveFrom.net).


Если совсем просто: представьте, что в центре чего-то движущегося находится некий до поры до времени спящий орган. Он следит за действиями сил, влияющих на движение вперёд. Он включается тогда, когда границы его устойчивости оказываются под угрозой. Наверняка многие из вас видели пьяницу, пытающегося на своих двоих добраться до дома. Если он слишком сильно отклониться право или влево, резко оступится или решит подпрыгнуть, то... тут ему и ночевать... 


Для любой сложно устроенной, динамичной и целенаправленной системы такой орган необходим. Чему он служит, для чего нужен? Это мы - технари - скажем, "чтобы следить, не растёт ли энтропия", а на кухнях это прозвучит проще: "Не слишком ли нас занесло?".


Не системе той или этой служил Зиновьев. Он служил Здравому Смыслу. Он взял на себя смелость и ответственность работать этим необходимым для общественной системы центром. Для России (с её любовью к крайностям и по-бердяевски широкой русской душой) без зиновьевых развитие сознания нашего социума невозможно. Возможно лишь хождение по кругу. Как точно заметил русский еврей Александр Пятигорский SaveFrom.net: вечные рассуждения об особости, об уникальности русской души и т.п. - "это детство мышления". Сколько еще таких зацепок сдерживают наше развитие? 


Власть предержащие (как в обществе, так и в торговой компании) должны принять как факт жизненную ценность этой главной институции, качества, явления, которое стоит назвать "фактором Зиновьева". Пока другие будут тонуть в демагогических рассуждениях о том, что такое здравый смысл, дай бог, чтобы нашелся кто-то один, кто, оставаясь неуязвимым перед обвинениями, возвысит голос. Вот с ним лишь и стоит говорить о справедливости, о здравости, о правде. И почему же (а? мои выпускники курса по Лидерству? вспоминайте)?     


А что же философы и журналисты. Да, еще психологи...


В философии мыследеятельности, в теории систем, в ТРИЗе, наконец, искомым источником изменений является противоречие. И парадокс как раз его и производит. Ну, ... не могут несистемщики не увидеть парадокса там, где есть для этого хотя бы малая причина. А уж для такой причины, как отрицание (умалчивание кем-то верно сказанного, притеснение, гонение инакомыслящего - через всё это Зиновьев прошёл) - обнаружение парадокса там, где его нет - не просто типичное явление, а проявление инстинкта самосохранения. Вот такая еще форма сопротивления переменам, её я нашла только в одном учебнике по управлению изменениями (да и тот моего авторства).


Т.М. Губанова в статье о МД-педагогике пишет: "Противоречие, парадокс, антиномия - эти слова обязательно фигурируют в любом разговоре о философии, в философском трактате или учебнике философии. В истории философии известны знаменитые парадоксы, пережившие тысячелетия, в форме противоречий фиксируются основные вехи в развитии философской мысли. Значение противоречия в мышлении высоко оценено и утверждение, что для того чтобы научиться мышлению нужно осваивать работу с противоречием воспринимается как само собой разумеющееся". 


Совершенно точно, но не полно. Осваивать работу с противоречиями можно только посредством такой науки, как Логика. Зиновьев был блестящим логиком, и это еще одна причина для того, чтобы не считать его самозванцем в роли гироскопического ядра общественной мысли России последних десятилетий. Нас на кафедре АСУ учили векторной логике, освоить которую мне не удалось, но именно благодаря ей многие из нас выучили мат.часть - логику по классическому учебнику Генриха Струве. 


Из той же статьи Т.М. Губановой. "Слово парадокс имеет греческие корни: "пара" - против, "докса" - мнение. Необычное, странное утверждение - то, чего не может быть. Парадокс нас интересует потому, что он, как правило, построен на противоречии. Противоречие для нас - это два взаимно исключающие друг друга утверждения по поводу одного и того же предмета. И нам важен парадокс как материал, гарантирующий выход к противоречию". Всё правильно, всё точно, если не считать пропущенного этапа и вопроса "а был ли мальчик". 


Лидерам бизнеса нужно быть осторожными в процессе анализа мнений своих замов о том, как обстоят дела, им стоит лучше прислушиваться к директорам по развитию непсихологической школы и не торопиться подозревать их в пристрастии к парадоксам. Иначе те высоты, которые хочет достичь ваша компания (как и наше общество в целом), так и останутся зияющими. 


Источник: https://markushina.blogspot.it/2013/01/blog-post_18.html